If this is a first time you visiting Scrolls, please register in Fight Club. If you already registered, please authorize on Fight Club start page with your login and password.
Читаю сейчас "Сумерки" Дмитрия Глуховского. Его рассуждения о Победе в ВОВ и Второй Мировой, а точнее, к ненышнему отношению общества к этим событиям я выпишу в комментарии. Там много букв и выражено все достаточно жестоко, но правдиво. В целом, я с ним солидарна, но не столь категорична :) Рада, что 9 Мая сейчас - все такой же Большой Праздник. По этому поводу автор удивляется. Разве что это самое "Спасибо" говорить-таки нужно будет всегда, даже если вдруг станет некому.
Позитива нет.
Mood: sad
Вам запрещено комментирование в скроллах. Причина: Character level to low
Дыханием я проплавил в инее, покрывавшем стекло, круглое смотровое отверстие. Видно через него было немного: кусок дома и недавно установленный в специально разбитом скверике еще один памятник героям Великой Отечественной войны. В этом году, приурочив к очередной, в общем-то, не слишком круглой годовщине Победы, их установили по всей стране как-то особенно много, включая статую совершенно невероятных размеров и весьма сомнительных художественных достоинств. Весь город был заклеен афишами концертами песен военных лет, кинотеатры показывали ретроспективы черно-белых фильмово партизанах и взятии Рейхстага, модные фотоцентры с помпой открывали выставки вроде "Лица героев" или "Те, кто..." Для меня возвращение Победы из архивов на улицы оставалось загадкой. Двадцать лет назад, насколько я помнил, этому событию уделялось куда меньшее внимание. Людей, которые в ту войну не то что сами с оружием в руках ступали по полям смерти, сочащимся кровью, которой пролито столько, что всю ее впитать земля не может, но хотя бы помнили вой сирен тревоги, рвущий пелену чуткого детского сна, в живых оставалось все меньше и меньше. Но почему-то именно сейчас праздник Победы нежданно обрел ту значимость, которая была у него, наверное, только в первые десять-пятнадцать лет после окончания войны. Может быть, это было последнее "спасибо" последним живым ветеранам. А может, государство черпало вдохновение в их подретушированных историками подвигах и надеялось, что граждане последуют его примеру. И Победа стала вдруг занимать все больше места в сознании народа. Мне это кажется противоестественным: накрашенные старухи плохо смотрятся на пропагандистких плакатах. Семидесятилетней Марлен Дитрих нельзя доверять соблазнение нации. История - это Медуза Горгона; под ее пристальным взглядом все обмирает и окаменевает. Живые лица, способные когда-то выразить боль, радость, страсть, страх - застывают с одинаковой героической гримасой. Настоящие цвета - розовый, зеленый, голубой, карий, рыжий, пшеничный - пропадают, уступают место двум мертвым: слепяще-мраморному - для вождей, гранитно-серому для исполнителей их воли.
Раскиданные по всей нашей стране окаменевшие бойцы Великой Отечественной - как наколотые на булавки засушенные бабочки. Одни привязаны уберечь от тления красоту и изящество, другие - спасти от забвения героизм и самопожертвование. Но состояние души нельзя сохранить в формалине. Дети, приученные говорить "Слава героям", плохо понимают, о чем речь. Подлинная память о любой войне живет всего три поколения: чтобы чувствовать, что она значила для тех, кто ее пережил, нужно слушать об этой войне от них самих - сидя у них на коленях. Для праправнуков солдат, не заставших уже их в живых, останутся только скучные учебники, слащавые, однобокие фильмы и грозно смотрящие в вечность пустые глаза без зрачков, выдолбленные в граните статуй. У меня, как и почти у всех, наверное, наворачиваются на глаза слезы, когда заслуженный артист сочным баритоном выводит: "Этот День Победы..." Я тоже рос на фильмах о танкистах и о подвиге разведчика Кузнецова. Нацарапать свастику - символ зла, и звездочку - герб "хороших" - на флаге или башне танка до сих пор умеет каждый мальчишка, малюющий что-то в своей тетрадке, и я лично перевел на эту непроходящую тему не меньше десятка детских альбомов для рисования. раз в год, увидев старика с орденской планкой, я испытываю желание сказать ему "спасибо", хотя в остальное время его занудство и ставший с годами невыносимый характер заставляют меня пожелать ему самого страшного. В конце концов, я пишу слово "Победа" с большой буквы.
Видимо, я чувствую по поводу той войны и людей, которые в ней победили, то же, что и большинство. Но я не понимаю, почему с каждым годом она становится все важнее, а остальные, кажется, этому совсем не удивляются. Памятники и мемориальные доски на каждом углу кажутся мне своеобразными урнами - но не для праха, а для отлетевших душ умерших стариков с орденскими планками. Ваяющие героев Великой войны скульпторы прото отрабатывают гонорары, политики, произносящие речи на церемонии открытия монумента, на самом деле думают о своих любовницах, а дети, кладущие цветы у подножья, волнуются, как бы не споткнуться, идя обратно, ведь это очень важный праздник, хотя и непонятно, почему. Узнать в граните и мраморе отголоски знакомого лица, в последний раз виденного перед боем шесть или сембь десятилетий назад, и заплакать могут только ветераны. Скоро их не останется совсем, а город окончательно превратится в бессмысленный и бесполезный сад камней...